Новости

09.02.2024

Наружная реклама может задержаться в полиции: местное самоуправление не подпускают к рекламным конструкциям

Российская наружная реклама снова может столкнуться с законодательными изменениями. Депутаты Госдумы приняли законопроект, по которому именно МВД будет контролировать правильность размещения и установки внешних рекламных носителей. Однако другие законотворцы считают, что такие полномочия нужно забрать у Министерства внутренних дел и передать органам муниципальной власти. Есть и те, кто считает, что именно органы местного самоуправления должны решать вопрос о законном и незаконном размещении рекламы. Пока что первая законодательная инициатива лидирует: законопроект уже принят в первом чтении.

Из-за чего возникают споры?

Цифровая digital реклама в сети не вызывает столько споров, сколько их возникает по поводу размещения рекламных конструкций и объявлений на улицах города. Они во многом определяют внешний вид городских улиц, поэтому органы местного самоуправления бьются за возможность самостоятельно регулировать рекламный рынок и карать нарушителей.

Госдума приняла законопроект №481609-8, в котором расписываются новые поправки к КоАП – Кодексу об административных правонарушениях. Предполагается, что эти поправки помогут устранить ситуацию двоевластия, при которой одни и те же полномочия есть у полиции и надзорного ведомства органов местного самоуправления. В документе предусматривается внесение изменений в статью 28.3 КоАП, в которой фиксируется отнесенность полномочий к определенным ведомствам. Теперь МВД официально сохранит за собой право назначать штрафы за неправильную установку рекламных конструкций.

Однако среди законотворцев начались ожесточенные споры. Костромская областная дума выступила с предложением передать эти полномочия от МВД к органам местного самоуправления. В качестве пояснения костромские депутаты заявили о неэффективности существующей системы выдачи административных протоколов при обнаружении неправильного размещения и использования рекламы.

Существующая на данный момент процедура предусматривает следующие этапы: сначала нарушение выявляет представитель местного управляющего органа, заем он обращается с заявлением в полицию, где составляется протокол и назначается собственная проверка. Авторы законопроекта считают, что такая многоступенчатая процедура слишком затягивает время – в результате власть просто не успевают отреагировать на обнаруженное нарушение.

Этот вопрос уже поднимался ранее. В декабре он был рекомендован к рассмотрению комитетом по го строительству, однако позднее рассмотрение законопроекта перенесли.

Третья точка зрения отражена в законопроекте №456594-8, разработанном тремя сенаторами. Они предлагают изменить статью 14.37 КоАП, чтобы дать возможность органам местного самоуправления российских столиц самостоятельно решать вопрос о выявлении административных правонарушений и наложении штрафов. Если закон будет принят, у органов власти Москвы и Санкт-Петербурга появится возможность в досудебном порядке выявлять правонарушения и накладывать штрафы на собственников конструкций.

Сенаторы считают, что такая практика даст возможность разгрузить арбитражные суды. В настоящее время они с избытком загружены делами о незаконном размещении рекламы. Принятие нового законопроекта позволит освободиться от судебной волокиты.

Этот вопрос не теряет актуальности. Например, только на территории Санкт-Петербурга было выдано 15 тысяч предписаний о сносе рекламных конструкций, установленных без разрешения городских властей. Однако по всем ним в итоге было назначено только 70 штрафов. Предполагается, что поправки, внесенные сенаторами, будут рассматриваться в ходе осенней сессии, однако точная дата пока не была установлена.

Что ждет российский рынок наружной рекламы?

Юрист Федеральной антимонопольной службы отмечают, что в данном деле намечается значительный конфликт интересов. Поправки костромской облдумы и сенаторов затрагивают вопрос, который уже сейчас планируется решить с помощью большого законопроекта: он будет рассматриваться на правительственном уровне. В результате вся работа над предложенными альтернативными поправками может быть полностью остановлена, пока законопроект правительства не будет или принят, или окончательно отклонен.

Такой порядок установлен для законопроектов, которые уже прошли рассмотрение в первом чтении, а сходные по теме законопроекты еще не были названы альтернативными. Сенаторы и представители региональной думы могут попробовать реализовать идеи при втором чтении законопроекта, однако маловероятно, что их поправки будут приняты.

Советник антимонопольной практики компании «МЭФ Legal» Оксана Павлухина заявила, что предложенные костромскими депутатами поправки в законодательство уже утратили актуальность, поэтому, скорее всего, в Госдуме они будут отклонены.

Однако предложение передачи возможности составлять административные протоколы за нарушения по наружной рекламе от МВД к местным органам власти может быть зафиксировано как поправка в ходе второго чтения законопроекта. Однако в этом случае законодатели могут столкнуться со значимыми возражениями полиции. Ведомство контролирует безопасное размещение рекламных конструкций, в том числе в установленных местах вдоль автодорог.

Все промо-акции магазинов и другие рекламные мероприятия должны проводится с соблюдением норм автодорожной безопасности. Например, некоторые участки автодорог и конструкции вокруг них не подходят для размещения рекламы. Эксперты считают, что, если костромские поправки будут приняты, рынок наружной рекламы будет ждать всплеск неверно установленных рекламных конструкций, создающих угрозу для участников уличного движения.

Также эксперты отмечают, что сенаторские поправки создают условия для роста коррупционных рисков. Уже сейчас очень многие функции, связанные с выдачей разрешений на установку рекламы, сосредоточены в руках чиновников органов местного самоуправления. Передача им дополнительных карательных полномочий, то есть возможности штрафовать за допущенные нарушения, усилит коррупционную составляющую.

Как будет регулироваться рынок наружной рекламы?

Российский рынок наружной рекламы демонстрирует хорошие показатели: на этот вид рекламы сохраняется высокий спрос, рынок активно растет. При этом рост затрагивает как традиционные способы размещения офлайн рекламы, так и новые цифровые рекламные технологии.

По разным экспертным оценкам, показатели роста рынка наружной рекламы за прошедший год увеличились на 6%. Оборот в этой отрасли достиг 47,6 млрд. рублей. На этом фоне государство старается решить проблему с соблюдением требований к устанавливаемой рекламе: они четко прописаны документально. Новое правило по передаче функций контроля и права штрафовать за правонарушения призвано настроить эффективное взаимодействие между бизнесом и государством.


Возврат к списку


Свяжитесь с нами